Как перерабатывают и утилизируют отходы автомобилей в Швеции?
Продолжая тематику опыта борьбы с мусором в разных странах, почему не затронуть опыт Скандинавии? Ведь шведы одними из первых пришли к проблеме загрязнения окружающей среды и уже в конце 80х внедрили системы по утилизации бытового мусора. А заодно и автомобилей, которые по истечении 7-10 летнего срока так или иначе заменяются на новые модели. Правительство, хоть и социалистическое, но всячески поощряет прогресс и позволяет жителям страны покупать иномарки, отдавая бесплатно старые авто в утилизацию. Впрочем, бесплатно – мягко сказано: каждый швед платит налог на утилизацию при покупке машины.
Как с другими отходами?
Возле каждого дома (а шведы почти все живут в частных домах) здесь стоят контейнеры для сортировки мусора. Бумага и макулатура отправляется в свой, пластик – в свой, металлические банки – в свой бак и так далее. Даже остатки пищи подлежат сортировке и выбрасываются в отдельный контейнер. Раз в неделю приезжает мусоровоз и опустошает контейнеры. Для каждого вида отходов – свой «день утилизации», и граждане живут по этому распорядку.
Основным способом переработки считается получение биологического топлива. Конечно, из автомобильного металла можно извлечь свою пользу, пустив его на измельчение и переплавку. Остальные же части, такие как пластик, технические жидкости, резина поступают в подземные хранилища, проходят сортировку и попадают на завод по переработке ТБО. Либо перерабатываются специализирующимися на авто-утилизации фабриками.
Пример – мусоросжигающий завод в Линчепинге
По статистике 85% твердых бытовых отходов, поступающих на завод по переработке в Швеции, составляют продукты и органика, еще 15% - пластик.
Все, что можно сжечь, сжигается в специальных печах. В год на предприятии «Йердстадсверкен» сжигается до 330 000 тонн ТБО. Причем сжигается не просто так, а с целью получения биогаза. Из этой массы удается получить тепло для обогрева 90% городских жилых домов и других учреждений.
Биогаз также идет на обслуживание новых автомобилей. Притом из 4 тонн отходов можно получить столько же топлива для авто, как из 1 тонны нефти, впечатляет? То есть, в год до 82 000 тонн экономии только на одном предприятии. Конечно, от исходного мусора «полезных» остается только 12% от объема и 25% от массы, но это уже много. Притом летучие вещества и шлаки проходят такую очистку, что никак не влияют на состояние экологии. Менее 1% при сжигании мусора попадает в атмосферу. И лишь 7% от всех ТБО идут на свалку (тогда как в России по-прежнему это 85%, рекорд еще не побит).
Когда мы придем к осознанию того, насколько важна утилизация авто-отходов для сокращения полигонов, роста экономики и улучшения экологии? Лишь тогда, когда каждый россиянин в отдельности пойдет по шведскому пути.