Одна из весьма важных защитных опций в новых машинах – система с загадочным названием ABS. О том, что ее нахождение в автомобиле крайне важно, понимает каждый владелец перед покупкой. Но о том, как работает антиблокировочная система (именно так на русском звучит расшифровка аббревиатуры), знают лишь единицы. Итак, посмотрим, чем оснащают ваше авто.
Как это было раньше?
До того, как электронные технологии вмешались в систему торможения, владельцам автомобилей приходилось изрядно попотеть, чтобы заставить громоздкое транспортное средство вовремя затормозить. Особенно если речь о скорости более 40 км/ч и движении по снегу или голому льду. И уж особенно, если речь идет о механике, где нужно правильно переключать скорости. Поэтому во многих случаях из-за неопытности водителя и ограниченного времени на реакцию экстренное торможение равнялось аварии. Скажем так, не каждый тренер по вождению справился бы с этим.
Сейчас изобрели ABS, которая вместе с системой против буксования и системой контроля тяги помогает колесам оставаться в устойчивом контакте с дорожным покрытием, дабы избежать заноса. Естественно, это открытие сильно повлияло на уровень безопасности автомобилей на дороге, и повлияло в положительную сторону.
Принцип работы ABS
Основан на простой физике – кинематике и статике. Представим, что для того, чтобы передвинуть стол, вам нужно сперва столкнуть его с точки неподвижности. А стол весит немало, и вам нужно изрядно приложить усилия. После первого рывка вам будет легче его двигать – это легкость кинетического трения относительно статического, сила которого вдвое больше.
То же самое случается, если вы резко выжимаете педаль тормоза и хотите, чтобы колеса остановились при помощи статики, а не скольжения. ABS превращает последнее в первое, за счет датчиков скорости, гидравлической помпы и клапанов. Также используется электронный блок управления, который заставляет датчики понижать скорость каждого колеса и также сохранять ее равномерной относительно других колес. Благодаря высокой скорости реакции достигается не торможение скольжения (непрерывный путь, приводящий к заносу), но торможение в нескольких стадиях. Как если бы много-много раз подряд нажимали педаль тормоза. Едва ли вы, подобно ABS, смогли бы физически проделать это 15 раз в секунду – а именно такова скорость работы системы!