Утилизационная статистика Евросоюза
В 2010 году в России вступила в силу программа утилизации, которая стала важным шагом на пути к европейскому уровню техно-прогресса. И хотя некоторые составляющие этой программы по-прежнему вызывают споры как у автодилеров, так и у обывателей, стоит продолжать идти по такому пути.
Россия не одна: более 60 государств на сегодня приняли законы об утилизации
Как происходит утилизация старых автомобилей в Европе? Об этом говорят темпы переработки: ежегодно около 35 000 000 старых машин отправляется под пресс. Почти во всех странах ЕС организованы собственные станции авторециклинга, по всей Германии их действует более 15 000. К слову, не все запчасти отправляются в утиль: те, что действительно еще пригодны к использованию, оставляют для ремонта действующих машин.
Как и у нас, в Европе большую часть расходов на утилизацию покрывает государство из налогового фонда. Ко всем производителям и импортерам предъявлен ряд ограничивающих требований, которые позволяют нивелировать уровень вредных отходов и упростить разбор автомобиля в будущем.
Так, с 15.12.2008 года действует Директива ЕС, которая требует, чтобы новые производимые автомобили были перерабатываемы на 85% минимум, а их общая масса в процессе утилизации сокращалась на 95% минимум.
Статистика по странам
- Германия – здесь действует более 1200 предприятий утилизации с пятнадцатью тысячами пунктов по всей стране в общем. Что касается крупных заводов, около 50 открыто в разных федеративных землях;
- Великобритания – более 2500 пунктов готовы принять машину в утилизацию, около 38 шредерных установок трудятся над рециклингом;
- Франция – 2000 пунктов и 55 шредерных заводов.
Уже к 2020 году количество шредерных установок по всей Европе должно достичь 400. Характерно, что гораздо большую ответственность за переработку автомобиля несет автоконцерн, который сам «подталкивает» потребителя через несколько лет отдавать машины в утиль и брать новые модели. Некоторые концерны связаны обоюдными соглашениями: BMW перерабатывают машины Fiat и Renault, и наоборот, французы перерабатывают баварские автомобили у себя в стране. Кстати, именно BMW считается наиболее прогрессивным брендом в сфере политики утилизации: новые автомобили на 9% удается использовать вторично. Детали маркируются специальным значком, дающим зеленый свет к авторециклингу, а также каждой присваивается код, согласно кодификатору означающий, к какому типу сырья относится материал.
Схема разборки автомобиля во всех странах подобна: сперва сливаются жидкости и производится разборка. Анализируя состояние деталей, наилучшие из них можно продать по цене вдвое дешевле новых. Остальные сортируются, кузов идет под пресс, вырученный металл переплавляется на новый.