Списание, утилизация машин в результате аварии
К сожалению, дорожно-транспортные происшествия – это бич, от которого страдают автомобилисты всех категорий и возрастов. Поэтому списание, утилизация машин, пострадавших в результате аварии – нередкое дело. Мы принимаем на лом до 30% именно такого контингента. И многие транспортные средства из тех, что к нам поступают, действительно восстановлению не подлежат. Поэтому мы напоминаем владельцам или семьям, что избавиться от подобной машины наиболее целесообразно путем ее реализации на металлолом: компания «Автоутиль» поможет списать авто и бюджетным учреждениям. И сейчас мы в основных чертах рассмотрим, как это делается.
Особенности списания авто после ДТП
Если на заседании комиссии в учреждении либо путем экспертной оценки было заключено, мол, автомобиль после аварии больше непригоден для эксплуатации, а ремонт нецелесообразен, то его списывают со счетов предприятия, заполняя при этом установленную Госкомстатом форму № ОС-4а. Это итоговая форма, которая позволяет систематизировать информацию об имуществе:
- Его форму (а/м), модель и марку;
- Первоначальную и конечную стоимость (определяется путем вычета амортизации из названной стоимости оценщиком);
- Отдельно указывают сумму износа и затраты, которые будут понесены в процессе списания и утилизации машины;
- Номер кузова, двигателя;
- А также указывают доходы, если они будут от реализации металлолома.
Такой акт должна составить собранная комиссия, на долю которой отводится принятие решения о списании. В нее обязательно должны входить бухгалтер и тот, кто отвечает за сохранность инвентарных средств. Сам же документ утверждается руководителем организации. На принятие решения и проведение оценки (необходима перед тем, как списать авто), бюджетному учреждению отводится 14 дней. Еще 45 дней дается руководству на реализацию действий комиссии.
Что после этого?
Если решение было принято, и автомобиль был реализован именно как лом, то в бухгалтерию направляются помимо копий протокола и акта еще и накладная на его реализацию, а также инвентарная карточка авто. Которая после внесения изменений хранится отдельно от других в период, который устанавливает государство.
Не стоит забывать что перед тем, как списать автомобиль, бюджетное учреждение должно расторгнуть договор со страховой компанией. При этом позволить ей удержать выплаты за срок, который не истек и за обложение налогом ее деятельности в период страхования. Так гласят пп. 33-34 Постановления Правительства за номером 263.
Важно снять транспортное средство с учета в ГИБДД, потому как если этого не сделать, статья 357 Налогового Кодекса будет обязывать платить транспортный налог организацию даже после выбытия авто с баланса. Если после реализации авто на лом остаются некоторые запчасти, то они возвращаются на баланс предприятия по приходному ордеру М-4. То же самое, следует вернуть их в реестр баз ГИБДД, если это важные узлы – шасси, кузов или двигатель. Сделать это нужно в течение 5 дней с момента приобретения, т.е. поступления на баланс или оприходования накладной.
В бухгалтерском учете следует использовать субсчет «Выбытие основных средств» по статьям дебета (01, 02, 91, 10/5, 76, 51, 91) и кредита (01, 91, 76, 68). Все расходы, которые были понесены в связи со списанием, утилизацией машины, идут в категорию чрезвычайных и включаются во внереализационные. Такие доходы в материальной форме, как кузов, шасси, мотор должны быть отражены в текущем отчетном периоде в составе доходов от операции. Датой их поступления можно считать дату составления акта о списании либо дату поступления материалов фактически. Организация также вправе восстановить НДС из остаточной стоимости.